Вот уже полторы недели как в Словении. А кажется, будто месяцы прошли.
читать дальшеПриехав на побережье из Любляны, первое, на что обращаю внимание, это солнечное тепло. Пока едем на машине через горы и тоннели, серые тучи отступают, сворачиваются, как старая клеенка, освобождая небо ультрасинему. Мне обещают, что минуса здесь не ждать, а за снежным Рождеством ехать нужно будет в Гореньский регион или в Любляну.
Люди оказываются очень милыми, и если обратишься к ним за помощью, действительно стремятся помочь ("Anyway, better something than nothing. We must make you feel a little bit at home ").
Самый удачный вариант обучения за рубежом - по обмену, через Эразмус. Потому что для таких студентов всё значительно проще, и механизм обкатан, и спрос меньше (по польскому опыту знаю). Когда ты студент полного обучения, на тебя сваливается куча проблем с документацией, учишься ты даже не на международном языке, а спрос с тебя как с обычного местного студента. Очень трудно. Когда мне нужно было найти жилье, я возвращалась в гостиницу каждый вечер из универа и звонила местным жителям, расспрашивая их про апартаменты, и каждый раз нервно сглатывала, когда на мой вопрос, говорят ли они на английском, ответ был отрицательным. Но сейчас я живу на самом краю моего города, в 25 минутах ходьбы от факультета (на автобусе доезжаешь за пару минут), на горе, в квартире на нижнем этаже с видом на кипарисы и море. Мы с 25-летним мальчиком из Любляны делим кухню и санузлы, и каждый вечер говорим на кухне до часу ночи. Для меня это немного утомительно (вру, много утомительно), так как я привыкла самостоятельно распоряжаться своим временем, пространством и все такое, но, с другой стороны, если бы я жила одна, я бы, наверное, двинулась. Иногда я возвращаюсь в полдевятого вечера с пар домой и реву во все глаза. Потом кое-как беру себя в руки, захожу домой, и вот через пару часов и полбутылки вина я уже смеюсь, с открытым ртом слушая об особенностях натяжения парусов, рассказываю о масленичных традициях, спорю о достоинствах и недостатках модерна и ар-деко в архитектуре. И мне хорошо.
Самой большой проблемой все еще остается коммуникация. Пока я ходила везде с иностранными студентами, все было весело: мы шутили, трепались на английском, везде были вместе, все было понятно. Теперь я одна в словеноговорящей среде среди возрастных деловых людей (потому что магистратура), обучающихся между работой и семьей, и им не до меня. Завтра пойду на университетские курсы словенского, надеюсь, хоть это мне поможет. Но все еще даже не представляю, как буду писать лабораторные, как сдавать экзамены.
Но что я все о грустном?!
Последние несколько лет я мечтала, что однажды переберусь жить к морю. И вот я здесь, как в раю. +11 по утрам иногда доползают до +18 к обеду, воздух пахнет йодом и солью, иногда чистое, а иногда и с молочными разводами облаков небо утыкается в серо-синюю спину моря, кругом горы с пальмочками и бурной растительностью, без четверти в церкви бьет колокол. Спускаешься с холма по узенькой крутой лестнице, пересекаешь единственную главную улицу, садишься на парапет и долго смотришь, как прозрачная вода качает маленькие парусники, чаек и черных бакланов, а с соседнего берега, из Хорватии, доносится веселая танцевальная музыка. С деревьев прямо на голову падают каштаны. Некоторые из них я подбираю, сама не знаю зачем; кажется, к зиме у меня будет полный ящик каштанов. Они рассованы по всем карманам, и иногда неосознанно я перебираю их, словно огромные бусины четок.
Мне нравится, что здесь все близко. В субботу сосед берет меня с собой в Триест, итальянский город, бывший кофейный порт Австро-Венгрии, находящийся в получасе езды от нас, водит по улицам, книжным и своим тайным любимым кафе. А в воскресенье я пешком ухожу до соседнего Пирана по набережной, чтобы забраться на старую стену и оттуда, поверх красных черепичных крыш смотреть, как солнце катится к горизонту. И на обратной дороге случайно знакомлюсь с возрастными итальянцами (врачом из-под Флоренции и строителем лодок), позволяя заговорить себя и напоить кофе.
Здесь очень хорошо, правда. Просто нужно дать себе время привыкнуть, освоиться, убедить себя, что ничего страшного не происходит.
И да, carpe diem.